Часто у детей формируются в психике нездоровые отклонения: истерия и астения. Как они проявляются и чем опасны?
Немного терминологии
Истерия – своеобразное невропатическое состояние, на проявление которого играют роль не только внешние воздействия, но и особая структура ВНД (высшей нервной деятельности), для нее характерна чрезмерная внушаемость и самовнушаемость.
И.П. Павлов говорил о том, что у больных истерическим неврозом идет перевес подкорковой деятельности над корковой (преобладание первой сигнальной системы над второй).
Психоастения – невротическое состояние, при котором больной, обуреваемый бесплодным умствованием, постоянными колебаниями и сомнениями вплоть до навязчивых состояний, испытывает чувство собственной психической слабости, недостаточности, неуверенности в себе.
С точностью наоборот психоастения характеризуются И.П. Павловым от истерии. Идет обратный процесс: преобладает корковая тенденция над подкорковой, в поведении, соответственно, второй сигнальной системы над первой.
Почему возникает истерия и психоастения
Причину возникновения истерического невроза нужно искать в раннем детстве. Часто родители сами воспитывают истерию в своем ребенке, удовлетворяя все его потребности. Естественно если родители не могут дать ребенку то, что он хочет, то возникают истерические реакции, на которые зачастую ответ идет в положительную сторону, ребенок получает требуемое — идет закрепление истерического поведения. Также на развитие истерической личности влияют конфликтные ситуации и ранее сиротство в детстве, безучастное отношение к ребенку, отсутствие заинтересованности в его судьбе, нежелание обращать внимание на его привязанности. Чаще всего родители сталкиваются именно с истерическими моментами у детей, начиная с 2 лет, когда идет становление маленькой личности.
Классический пример
Часто такое поведение наблюдается в магазинах, когда вы видите лежащего на полу ребенка, который плачет, при этом, озираясь по сторонам, внимательно ловя каждую ответную реакцию на его истерию. То есть когда подходит мама, крики могут усилиться, слез стать больше, ребенок начинает сучить ногами по полу, требуя покупки дорогой игрушки, мороженного или еще чего-нибудь. И когда родитель сдается и делает то, что хочет его ребенок, происходит закрепление реакции на уровне формирования условного рефлекса. Таким образом, мы сами взращиваем маленьких Истериков.
Становление психоастении также происходит с детства, когда ребенка начинают воспитывать в условиях «повышенной ответственности», когда родители возлагают взрослые заботы и свои же обязанности по надзору за младшими детьми или немощными стариками, положение старшего среди детей в трудных материально-бытовых условиях.
Признаки истерии
Самая главная психологическая особенность истерии – это ее эгоцентризм, ненасытная жажда внимания к себе. Обычно, истерику все равно как это внимание проявляется:
- с положительной стороны (похвала, восхищение, удивление и т.п.);
- или отрицательной (безразличие, равнодушие) – главное не остаться незамеченным.
Дети — истерики с удовольствием декламируют стихи, танцуют незатейливые танцы, поют перед зрителями. Они не выносят, когда при них хвалят других. Лживость и фантазирование направленно на приукрашивание своей персоны. Демонстративность, театральность, эмоциональность не имеют под собой искренности. В школе любят занимать позицию лидерства.
Среди поведенческих реакций у истериков есть склонность к суициду. Это несерьезные попытки демонстрации, скорее всего «псевдосуицидах», «суицидальном шантаже». Они (дети-подростки) прекрасные манипуляторы, до совершения попытки суицида идет подготовительная фаза:
- Написание прощальных, душещипательных записок;
- Оповещение близких друзей;
- Аудио или видеозапись «последних слов и напутствий».
Это своеобразный театр «одного актера».
Подведем итоги
Зная все поведенческие реакции таких детей, вы спокойно вычислите их из толпы и сможете направить их деятельность в правильное русло.