Чтобы выступление было успешным, к нему нужно предварительно подготовиться. Поэтому выступление должно быть отрепетировано очень тщательно. Это всегда лучше, чем импровизация. А если пренебречь подготовкой, оратор просто в какой-то момент может превратиться в неподвижную статую, у которой просто нет слов.
Можно выделить четыре главных правила, а они в свою очередь сделают выступление ярким и насыщенным. И оно обязательно запомнится каждому слушателю.
Не стоит репетировать у зеркала
Большинство тренеров пренебрежительно относятся к этому правилу. Из-за этого количество плохих выступлений растёт в геометрической прогрессии. Почему же их становится больше?
Каждый раз, когда кто-то смотрит в зеркало, куда направлено внимание? Конечно же, на свою собственную персону. Мы специально изменяем мимику, позы и жесты, тем самым пытаясь найти самый выигрышный вариант. И всё выглядит очень наигранно и не естественно. Кроме этого, идёт установка, как мы будем смотреться перед публикой. А если учитывать факт, что страх перед публичным выступлением возникает из-за страха оценки и чужого мнения, тогда не нужно быть предсказателем или великим провидцем, чтобы предугадать вероятность десятков томатов, летящих в сторону оратора.
Поэтому думать нужно в первую очередь не о себе. Каждое выступление непременно о людях. Следует думать о тех, кто будет в зале, о каждой личности в аудитории, а не о собственной персоне. А когда идёт выступление перед зеркалом, внимание фокусируется на своем эго. Поэтому сложно отрепетировать нужные жестикуляции и мимику, потому что поведенческая модель совсем другая. Как быть в таком случае и что предпринять?
В процессе репетирования необходимо представить, что перед вами полная аудитория, и контакт нужно поддерживать с каждым участником. В случае когда есть необходимость увидеть себя со стороны, можно воспользоваться камерой и всё записать. Потом всё посмотреть и откорректировать недостатки.
Должна быть сделана как минимум одна ментальная тренировка. Этот способ действенный и полезный. Как же это сделать: нужно сесть в кресло или на стул, закрыть глаза, и визуализировать практически всё выступление детально и чётко, каждый жест, движение и шутку. Одним словом, нужно сделать целый путь через будущую презентацию либо выступление перед публикой.
Этот способ обладает очень важным достоинством: когда наступит час презентации либо выступления, не будет страха. А, наоборот, будет чувство, что вы находитесь дома. Почему оно возникнет? Потому что уже была проделана тренировка в домашней одежде, спокойствии и на диванчике.
Не стоит откладывать выступление «на потом»
Сама мысль или представление, что выступление пройдёт на высшем уровне и блестяще ничем не подкреплена. Ведь она просто «в мозге» и цена ей ноль. Любая теория должна быть подкреплена практикой, всегда важнее реализация.
Все публичные выступления можно классифицировать в зависимости от степени эффекта, который они достигнут:
- Импровизация или выступление, к которому не было подготовки;
- Выступление с подготовкой, гораздо лучше неподготовленного;
- Выступление с подготовкой, которое было проведено, намного лучше просто подготовленного выступления.
И все эти выступления отличаются друг от друга своими результатами. Самый лучший результат – это хорошо подготовленное и проведённое выступление.
Каждый отменный оратор когда-то был начинающим плохим оратором. Важна обратная связь.
Только практика показывает, где есть минусы и недочёты, что нужно убрать, добавить, и как стать лучше: какой жест является лишним, нужно ли добавить ещё один блок информации, а может изменить интонацию и эмоциональную часть. Всё индивидуально, ведь все мы разные. Может, после ключевых слов нужно сделать паузу и посмотреть на реакцию публики. Всё приходит с опытом. После плохих выступлений, эффективность резко снижается. Как решить эту проблему? Нужно просто отрабатывать паузы во время подготовки.
Генри Форд в своё время устроит огромный прорыв в автомобилестроение. И он говорил: «Всё можно сделать лучше, чем делалось до сих пор».
Победы можно добиться только подготовкой. А если учитывать эти рекомендации, тогда появиться возможность стать лучше, чем многие ораторы. Для раскачки публики нужны истории. Откуда их брать? Можно использовать следующие восемь подсказок, они помогут зацепить аудиторию.
Воспоминания победоносных моментов.
У каждого должны быть такие ситуации, когда всё было хорошо и ощущалось победоносное «я на коне». Как это произошло? Какие преграды были преодолены? Откуда взялась эта уверенность? У каждого победоносного момента есть своя мощная и цепляющая история.
Воспоминания неприятных моментов.
Больше всего человека может зацепить боль. Эта эмоция безумно сильна, поэтому она обязательно зацепит публику и заставит сочувствовать всем вместе. Были ли какие-либо истории такого рода? Как было преодолено это болезненное и неприятное ощущение? Такое сообщение не оставит равнодушным, потому что является важным.
Встреча с ситуацией, в которой больше нет желания оказаться.
Такие истории тоже являются мощными и мотивирующими. И у каждого они свои. Они учат других людей быть сильнее. Поэтому делиться опытом просто необходимо. Например, после окончания института и ухода из определённой компании, приходится зарабатывать денежные средства на своё пропитание.
Работа тяжёлая и изнурительная по восемнадцать часов в день. И та на протяжении полугода. Выходной был по истечении этого периода времени, исключительно на день рождения. Но это трудное время сыграло свою роль в жизни и судьбе. Он стало рывком в будущей карьере и бизнесе. Не каждый имеет желание вспоминать такие моменты, но история действительно мощная. Она очень поучительна.
Каждый день все делятся своими историями. Пришло время рассказать о свои на сцене. Кроме того, следует создать непринуждённую и доброжелательную атмосферу.
Воспоминания смешных моментов.
Смешные истории происходят с каждым из нас. Есть такие, что просто в голове не укладываются и можно смеяться часами. И даже спустя много лет, они будут вызывать приступы смеха или как минимум улыбку. Такие моменты просто дороже золота и очень ценны. Поэтому если ими поделиться, у публики появиться неподдельный интерес и искренний смех. А ведь это важно добиться такого расположения аудитории.
Моменты смущения
Многие любят слушать о моментах смущения. Но только в том случае, если эти ситуации случаются с кем-то другим. Если будет желание рассказать о собственном моменте неловкости, публика будет вспоминать и собственные истории.
Моменты, которые стали «переломными»
К примеру, была такая история. Несколько партнёров решили создать проект по реализации живых ёлок. Дело пошло в гору, прибыль была отличная. Все были рады до тех пор, пока один из партнёров не исчез со всеми деньгами. Этот «переломный» момент научил, что деньги не должны быть на первом месте.
Важно делать то, что любишь.
Теперь ваша очередь рассказывать собственные истории, которые чему-то научили. Можно поделиться и не своими ситуациями, а историями других людей. В поисковых системах можно найти много интересной и полезной информации, в том числе и много историй.
Ораторы любят, когда у аудитории просыпаются эмоции. Самое лучшее выступление будет похоже на катание на захватывающем аттракционе. Истории должны пробуждать разные эмоции. А если следовать этим рекомендациям, любовь и восхищение аудитории обеспечены.