Особенности формирования характера

«Характер» переводится с греческого как «печать» или «чеканка».  Это конкретные особенности человека как части социума, его отношение к людям, обусловленное базовыми психическими характеристиками личности. Наиболее яркая демонстрация этих особенностей происходит, когда человек пребывает в состоянии стресса.

За формирование характера ответственна в основном генетика. Воспитание играет большую роль в этом процессе, но далеко не главную. Самым важным факторами, определяющими характер, являются инстинкты, то есть безусловные рефлексы, которые каждый индивидуум получает с рождения.

  • Родительский.
  • Пищевой.
  • Ориентировочный.
  • Оборонительный.

Инстинкты формируют характер, и темперамент на этот процесс не влияет.

Как закладывается характер

Человек начинает приобретать свои характерные черты, еще находясь в утробе матери. Особенно важно состояние здоровья матери, в частности, уровень гормонов в ее крови. Количество адреналина, производимого в организме женщины, один из особенно важных факторов формирования характера будущего ребенка. Так как это гормон стресса, повышению его концентрации в крови способствуют интенсивные физические нагрузки беременной женщины, в том числе, фитнес, а также работа в ночное время суток. Как результат, избыток эмоций у плода, провоцирующий усталость.
Если же во время беременности женщина пассивна, к ребенку поступают в большей степени гормоны, которые способствуют пищеварению и сну. Это не может не сказаться на характере.

В начале своего жизненного пути малыш дублирует поступки родных и близких. В возрасте двух – десяти лет проходит чувственный этап формирования характера. Ребенок впитывает и заимствует стиль разных форм взаимоотношений своего окружения:

  • взрослых с взрослыми;
  • детей с детьми;
  • взрослых с детьми.

До десятилетнего возраста формируются моральные принципы ребенка. Он начинает критичнее относиться к поступкам других людей. Когда исполняется двенадцать лет, можно говорить о том, что основа заложена. Ребенок уже имеет общее представление о том, что такое правда. Насколько верные знания об этом он получил, настолько правильным можно назвать воспитательный процесс.

«Переходный» возраст характеризуется обостренной справедливостью и негативизмом. Формирование характера завершается. Дальнейшие изменения в круге общения, уровне образования или воспитательные меры практически не смогут повлиять на становление личности. Стержень заложен, и такой характер останется с человеком навсегда.

Только некоторые обстоятельства продолжают корректировать поведение человека. Это меры поощрения и в незначительной степени наказания. Кроме того, значима для выбора индивидуумом того или другого варианта действия поступающая извне информация, в частности, из таких источников:

  • средства массовой информации, в том числе электронные;
  • другие люди;
  • общество, устанавливающее свою идеологию;
  • кинематограф;
  • художественная литература.

Взрослый человек может также повлиять на свой характер самостоятельно путем самовоспитания. Для этого необходимо анализировать и корректировать свои поступки. Так можно делать мягче внешние агрессивные проявления, неприятие критики и бороться с бездействием. Но в состоянии стресса снова проявляются инстинкты.

Принципы становления характера

Все выводы, к которым пришла на сегодня наука в вопросе формирования характера, можно свести к таким основным правилам.

  • Наследственность – основа характера.
  • Психические реакции зависят от матери, ее здоровья и поведения.
  • Стержень характера составляют реакции на происходящее вокруг.
  • Воспитание – не главный фактор становления личности.
  • Награды и наказания влияют на формирование рефлексов.
  • Чем умнее человек, тем больше уровень самовоспитания.
  • В состоянии стресса проявляются инстинкты.