«Характер» переводится с греческого как «печать» или «чеканка». Это конкретные особенности человека как части социума, его отношение к людям, обусловленное базовыми психическими характеристиками личности. Наиболее яркая демонстрация этих особенностей происходит, когда человек пребывает в состоянии стресса.
За формирование характера ответственна в основном генетика. Воспитание играет большую роль в этом процессе, но далеко не главную. Самым важным факторами, определяющими характер, являются инстинкты, то есть безусловные рефлексы, которые каждый индивидуум получает с рождения.
- Родительский.
- Пищевой.
- Ориентировочный.
- Оборонительный.
Инстинкты формируют характер, и темперамент на этот процесс не влияет.
Как закладывается характер
Человек начинает приобретать свои характерные черты, еще находясь в утробе матери. Особенно важно состояние здоровья матери, в частности, уровень гормонов в ее крови. Количество адреналина, производимого в организме женщины, один из особенно важных факторов формирования характера будущего ребенка. Так как это гормон стресса, повышению его концентрации в крови способствуют интенсивные физические нагрузки беременной женщины, в том числе, фитнес, а также работа в ночное время суток. Как результат, избыток эмоций у плода, провоцирующий усталость.
Если же во время беременности женщина пассивна, к ребенку поступают в большей степени гормоны, которые способствуют пищеварению и сну. Это не может не сказаться на характере.
В начале своего жизненного пути малыш дублирует поступки родных и близких. В возрасте двух – десяти лет проходит чувственный этап формирования характера. Ребенок впитывает и заимствует стиль разных форм взаимоотношений своего окружения:
- взрослых с взрослыми;
- детей с детьми;
- взрослых с детьми.
До десятилетнего возраста формируются моральные принципы ребенка. Он начинает критичнее относиться к поступкам других людей. Когда исполняется двенадцать лет, можно говорить о том, что основа заложена. Ребенок уже имеет общее представление о том, что такое правда. Насколько верные знания об этом он получил, настолько правильным можно назвать воспитательный процесс.
«Переходный» возраст характеризуется обостренной справедливостью и негативизмом. Формирование характера завершается. Дальнейшие изменения в круге общения, уровне образования или воспитательные меры практически не смогут повлиять на становление личности. Стержень заложен, и такой характер останется с человеком навсегда.
Только некоторые обстоятельства продолжают корректировать поведение человека. Это меры поощрения и в незначительной степени наказания. Кроме того, значима для выбора индивидуумом того или другого варианта действия поступающая извне информация, в частности, из таких источников:
- средства массовой информации, в том числе электронные;
- другие люди;
- общество, устанавливающее свою идеологию;
- кинематограф;
- художественная литература.
Взрослый человек может также повлиять на свой характер самостоятельно путем самовоспитания. Для этого необходимо анализировать и корректировать свои поступки. Так можно делать мягче внешние агрессивные проявления, неприятие критики и бороться с бездействием. Но в состоянии стресса снова проявляются инстинкты.
Принципы становления характера
Все выводы, к которым пришла на сегодня наука в вопросе формирования характера, можно свести к таким основным правилам.
- Наследственность – основа характера.
- Психические реакции зависят от матери, ее здоровья и поведения.
- Стержень характера составляют реакции на происходящее вокруг.
- Воспитание – не главный фактор становления личности.
- Награды и наказания влияют на формирование рефлексов.
- Чем умнее человек, тем больше уровень самовоспитания.
- В состоянии стресса проявляются инстинкты.